суббота, 9 февраля 2013 г.

король хусейн иордании

Требование Берлинского конгресса выселить адыгов из Европейской Турции в ее азиатские провинции и, при том, как можно далее от границ России и Греции, было выполнено османским правительством с абсолютной безукоризненностью1. Балканские общины адыгов были размещены на территориях таких современных государств как Сирия, Израиль и Иордания. Переселение в эти провинции действительно означало удаление как можно далее от русского Закавказья. Теоретически Египет еще являлся османской провинцией, но здесь правили едва признающие османский сюзеренитет хедивы потомки великого Мохаммеда Али. Хедивы Египта с готовностью принимали в армию и полицию уроженцев Адыгеи и даже поощряли переселение достаточно крупных семейных общин, но размещение 25-50 тысяч эмигрантов, имеющих серьезный военный опыт европейской войны, могло обернуться восстановлением в Каире черкесского господства, которое с таким трудом было сокрушено здесь совместными усилиями французов, османов и албанцев Мохаммеда Али в период с 1798-го по 1811 гг. Кроме того, черкесское присутствие в Каире старались ограничить англичане, считавшие, что усиление черкесского офицерского корпуса усилит в той же степени влияние Константинополя, что, в свою очередь, не отвечало интересам Лондона. Уже в 1882 году выявились все противоречия: египетские националисты низвергли хедива, обвинив его в проведении англо-французского влияния, черкесский заговор с целью реставрации прямого султанского правления был раскрыт, англичане вторглись в страну и Египет превратился в подмандатную территорию. Доступ сюда черкесов был еще более затруднен. Основатель Иорданского Хашимитского королевства бдуллах ибн ал-Хусейнв черкесской униформе. Фото 1930 года Итак, обратимся к истории иорданских адыгов. Первую группу адыгских переселенцев из Болгарии, прибывшую в район Аммана в 1868 году, составляли, главным образом, шапсуги2. Следом в район Аммана стали прибывать общины абадзехского, бжедугского и кабардинского происхождения: почти все они прибывали морем в порты Ливана и Палестины и небольшая часть по суше через всю Анатолию, Алеппо и Дамаск. Амман в этот период являлся пустынным, лишенным каких-либо коммуникаций районом. Библейское наименование этого места Раббат Амон, во времена македонского владычества здесь располагалось поселение Филадельфы, в римскую эпоху город получил значительное развитие в нем был даже сооружен амфитеатр и цитадель. От эпохи первых халифов на территории Аммана сохранилась полуразрушенная мечеть с высоким минаретом. Это сооружение было восстановлено первыми черкесами. На момент их приезда в Аммане не было ни одного жилого дома. Это тем более удивительно, что местность здесь плодородна, имелись значительные рощи, а водные источники являлись единственными на всю округу. Сохранившиеся фотографии 1867 1868 гг. убеждают в безжизненности амманского ландшафта. Совсем иной, уже окультуренный, вид дают фотографии 1907 года в том числе черезвычайно любопытная фотография Шапсугской улицы. В настоящее время, здесь располагается район Шапсуг (район столицы Иордании), где, в основном, и проживают адыги3. Представители шапсугского клана достаточно долгое время жили внутри римского амфитеатра. Последняя группа черкесских эмигрантов прибыла в Амман в 1900 году через Дамаск. Эти люди являлись уроженцами Большой и Малой (Гиляхстановой) Кабарды: они расселились в так называемом Мухаджирском квартале. Их переселение курировал Хусрау-паша, представитель первой волны черкесской эмиграции: он занимал пост начальника полиции Сирии. Король Иордании Хусейн бен Талал. Из книги М. Хагандоко «Черкесы»Он мобилизовал железную дорогу и приказал перевозить черкесов через Алеппо и Дамаск вплоть до самой южной станции Мзариб, откуда до Аммана черкесы двигались в составе организованных караванов. Это движение осуществлялось под прикрытием кавалерийских черкесских эскадронов Мирза-паши, заместителя Хусрау. Оба этих черкеса сыграли чрезвычайно важную роль в адаптации черкесских поселенцев, в политическом лоббировании их интересов4. Для приема и размещения своих собратьев из Кабарды шапсуги создали специальный комитет во главе с Мирза-пашой и Мохаммед-Эффенди Хабжоко. К началу ХХ в. черкесы образовали на территориях, которые в 1920 году были объединены в эмират Трансиордания, следующие важнейшие поселения: 1. Амман. Большинство населения состояло из шапсугов и кабардинцев, при некотором вкраплении абадзехов. Поселение носило военизированный характер: мэром

Фотоматериалы к статье

25 июля 2010, Категория - » в избранное

АДЫГИ В ИОРДАНИИ. ТЕЛОХРАНИТЕЛИ КОРОЛЯ ХУСЕЙНА

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

АДЫГИ В ИОРДАНИИ. ТЕЛОХРАНИТЕЛИ КОРОЛЯ ХУСЕЙНА » Адыги - История, культура, традиции и быт адыгов (черкесов)

Комментариев нет:

Отправить комментарий